представитель РПЦ разъяснил телезрителям смысл человеческих страданий

Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, выступивший в Страстную неделю в эфире авторской программы «Вечность и время» на телеканале «Спас», напомнил телезрителям о христианском понимании страданий.

«Любые страдания, проблемы в жизни многими воспринимаются как однозначное зло. Мы дерзновенно говорим, что нам Господом открыто, что это может быть и благо», — приводит слова представителя РПЦ портал «Интерфакс-Религия».

В аскетической литературе, сказал он, встречается мысль о том, что человек, достигший Царствия Божия, будет благодарить за страдания, которые ему в земной жизни казались непереносимыми и действительно были очень тяжелыми.

При этом Всеволод Чаплин заявил о попытках общества уйти от реальности того, что некоторые тяжелобольные люди совершают самоубийства.

«Может быть, Господь наказывает особым образом не тогда, когда происходят войны, болезни, явные страдания, возможность их увидеть, а тогда, когда ничего этого нет? Может быть, это как раз признак богооставленности? Может быть, Бог молчит тогда, когда люди почему-то начинают считать, что страданий в их жизни нет и быть не может?» — задал он вопрос.

Священник процитировал известного старца Паисия Святогорца: «Болезни помогают людям, у которых нет добродетелей, умилостивить Бога. Болезнь телесная приносит человеку смирение и таким образом нейтрализует его душевную болезнь. Бог из всего извлекает пользу для блага человека. Все, что Он попускает, оказывает нам духовную пользу».

В то же время Всеволод Чаплин указал на то, что страдание не обязательно является искупительным, назидательным, «и наслаждаться им не нужно, провоцировать его не нужно».

В свою очередь член Синодальной библейско-богословской комиссии Аркадий Малер отметил, что христианство не призывает к наслаждению страданием, «иначе это был бы мазохизм», но когда Господь наказывает человека, «это означает, что Он еще и ждет его, рассчитывает на него».

«Согласно христианству, для того, чтобы совершенствоваться в этом мире духовно, интеллектуально, физически, нужно себя преодолевать, и это преодоление себя всегда связано с определенной болью», — заявил он.

Библеист, доктор филологических наук Андрей Десницкий напомнил евангельскую историю о слепорожденном — «классическом случае явно незаслуженного страдания», через которое в то же время «явилась слава Божия».

«Его исцелили, и его жизнь перевернулась. Если бы этого не произошло, он мог не увидеть главного», — отметил Десницкий.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: